Акварельная бумага как разобраться?

Добрый день, дорогие друзья!

 

В эфире мой первый пост и я немного волнуюсь.

Для начала, хочу официально заявить,что все написанное далее не является сто процентной истиной, а во многом отражает мой взгляд и опыт. В то же время,самой главной моей целью, является донести правдивую информацию и ни в коем случае не навязывать свою точку зрения, ведь я искренне считаю,что нужно пробовать и обретать собственный опыт. Ну , а далее я буду пытаться совместить эти две несовместимые вещи и поделиться полезностями, а ,порой,и бесполезностями))

 

Итак, акварельная бумага! Каждого начинающего и не только  художника может пробирать дрожь от одной только мысли выбора этого основного материала... Безусловно, и я не была исключением, и вкусы и предпочтения все время менялись,а кошелёк пустел)) Это уже теперь я могу поделиться с Вами своими взглядами.Но обо всем по порядку. 

Во-первых, на эту тему уже писано/переписано масса статей и я вряд ли открою Америку, но есть важные вещи,которыми нужно владеть. Во-вторых информации достаточно  много, поэтому в один выпуск не уложимся .Часть2 будет в следующий четверг.

 

Ну, что ж, начнём!

Бумага по составу делится на:

  • Хлопок
  • Целлюлоза
  • Микс:хлопок+целлюлоза в разных пропорциях 

Если коротко и грубо, то хлопок  дольше держит воду, краска погружается в бумагу из-за этого цвет "съедается" ,но это позволяет писать много слоёв,без смывки или затира предыдущего. При желании рисунок можно практически (зависит от конкретной марки) полностью смыть. Цена достаточно  высокая.

 

Целлюлоза: меньше держит воду, краска на поверхности из-за этого цвет не "съедается", но и много слоёв не сделать-один может смыть другой. При попытке смыва повреждается поверхность,часто образуются катышки. Меньше прощает ошибки. Цена ниже.

Микс: есть миксы больше по свойствам похожие на хлопок,а есть на целлюлозу. Поэтому тут нужно пробовать. Цена всякая.

Ньюансам и различиям в  рисовании на целлюлозной и хлопковой бумаге я решила посвятить отдельную тему,поэтому ей будет выделена Часть2.

 

Но в целом, могу сказать , что я против предубеждения хлопок-хорошо, целлюлоза-плохо , безусловно, кому-то нравится сладкое,а кому-то соленое, вкусы у всех разные,да и бумаги тоже разные и применения их разнообразные и не стоит их в одно блюдо мешать) Так что нужно ко всему подходить с правильной стороны и в этом мы тоже разберёмся ☝️Итак,продолжим,

 

Плотность бумаги: если Вы работаете на планшете и закрепляете скотчем,то лучше брать бумагу не менее 250гр/м2, тогда натяжения от скотча хватит,чтобы она вернулась в прежнюю форму после намокания. Если же плотность меньше, то такую бумагу лучше натягивать на планшет кнопками и/или клеем ,тогда в итоге она примет первоначальную форму. 

В большинстве своём универсальная плотность 300гр./м2(обозначение 140lb -это тоже самое,только не в метрической системе) 

☝️Если все же Ваша бумага по каким-либо причинам осталась волнами после высыхания, то(убедившись в том,что она точно высохла,а лучше на другой день) намочите ее обратную сторону водой и положите на пару часов под пресс-должно помочь

Фактура бумаги

Вот тут названия придётся выучить.))

Есть три фактуры:

 

Гладкая-она же satin /hot pressed 

 

Средняя-она же fin/cold pressed/Not 

 

Крупная-она же torchon/rouge 

 

На фото посередине видно,что производитель позаботился и написал все различные обозначения средней фактуры, но часто Вы можете встретить лишь одно из этих названий,а на некоторых российских бумагах,к сожалению, порой,ни одного

Вот как раз пример бумаги российского производства без указаний плотности, состава, зерна.(слева), справа указана плотность, но на этом все. Такие обозначения в большинстве своем говорят о целлюлозном составе бумаги. Ну а плотность...тут уже опытным путем понимать какая она.((

Могу сразу отметить,что деление на три типа на практике может выглядеть достаточно условно, Торшон фирмы Палаццо,на котором я часто рисую визуально ближе к средней фактуре по сравнению с торшоном от  Canson Moulin du Roy . Тут производители делают на свой вкус и, конечно,каждую бумагу нужно пробовать, и об этом мы ещё поговорим.

 

Так выглядит упаковка Палаццо , на которой я работаю в основном. (для тех, кто справшивал ;))

 

В целом , гладкая фактура используется для многослойно-лессировочной живописи и ботанической иллюстрации. Это, если Вы любите медленное вдумчивое рисование цветов и эстетически красивых форм .

 

Крупная фактура,в основном,для пейзажей,за счёт неё можно получить различные эффекты ряби на воде,волн,снега, листвы и т.д. Она подходит для экспрессивных, быстрых влажных техник.

 

А средняя, все же, наиболее универсальная фактура подходит для большинства тем, как пейзажей, так и ботаники. И,если Вы ещё не определились с одним направлением своего творчества,то берите ее

Вся акварельная бумага продаётся в папках,альбомах,склейках и листах. 

 

Склейки отличаются от всех тем,что листы скреплены по периметру клеем и вся стопка имеет лишь один не проклеенный участок 20-30мм,чтобы в дальнейшем лист подцепить и отрезать ножом. Именно склейки встречаются не очень часто, но мне нравится такой формат тем, что бумага таким образом будто натянута на планшет и ее толщина уже так сильно не влияет.

Альбомы и папки наиболее распространены-единственный плюс удобно возить с собой и разрезаны под формат.

 

И перейдём к листам. Все-таки, как не хотела советовать,но придётся)) Особенно начинающим, советую приобретать бумагу в листах.

Почему в листах?-спросите Вы.

Во-первых,  ценовой фактор, 1 лист стоит дешевле папки и, если Вам не подойдёт и не понравится бумага Вы со спокойной душой отдадите ее на хозяйственные нужды) 

Во-вторых, лист можно разрезать любым удобным образом на те форматы,которые Вам нравятся и это гораздо экономичнее.

В-третьих одна и та же бумага часто бумага в листах качественнее,чем в склейках, тут лично мой взгляд,имхо.

В-четвёртых :удобная вещь для новичков, я до сих пор ей пользуюсь: при разрезке всегда остаются лишние мелкие кусочки,которые можно использовать для пробы цвета,чтобы не портить лист. А ещё я подписываю их и складываю в мини картотеку, так легко в итоге опознать бумагу,если вдруг забыли название листа и удобно отмечать ту,которая понравилась и ту,которая не подошла. 

Ещё одна не маловажная вещь: надпись Acid free -это бумага свободная от кислот с нейтральным pH. Ну... это же не мыло, подумаете Вы, и будете правы, но тут такой момент, на жизнеспособность ваших картин во времени(а оно,конечно,никого не щадит, но можно и побороться) влияет не только светостойкость красок,а также и состав бумаги. Ну так вот, чем нейтральнее у неё pH тем меньшей химии она подвергалась и тем дольше она будет в хорошем состоянии. Часто эта надпись бывает на упаковке с лицевой или с внутренней стороны. Если ее нет, то важно отметить цвет бумаги. Если она супер белая,будто офисная,то это не очень хорошо,скорее всего она подвергалась дополнительному отбеливанию. Так что если бумага нормального белого или молочного цвета,то это ее натуральный цвет)) 

 

Итак, со всеми основными моментами мы разобрались. Ну и что?-скажете Вы-а советы то где?))) Я же думал прочитаю и пойду покупать ту самую, какую сказали. А, нет, не все так просто. Моя цель-это помочь разобраться во всех этих надписях и названиях и на что обращать внимание,а выбор бумаги-это вещь индивидуальная, тут как с одеждой. Та,что кажется идеальной для меня не подойдёт другому и наоборот. Существует много различных факторов:цена, скорость работы, техника и т.д.

Но не стоит расстраиваться и сразу закрывать мой текст,конечно, #невредные_советы будут.

Итак, резюмируя вышесказанное:

Наиболее универсальный вариант для начинающих -

это  приобретать бумагу не менее 300гр, средней фактуры она же grain fin/cold pressed/not в листах, естественного белого цвета, acid free (если есть) . 

По составу хлопок или целлюлоза-тут выбор, безусловно, зависит от объёма кошелька. Если он(объём ) позволяет, то берите хлопок он наиболее универсален, но во многом технически расслабляет (данная моя мысль будет расшифрована в Части2) 

 

Я вот  жадина-говядина)) И эта тонкая нить в свою очередь будет проходить через все мои повествования .Шучу, просто не люблю выбрасывать больше денег,чем необходимо,поэтому в следующей нашей серии расскажу про различия в работе с хлопком и целлюлозой и как сьэкономить на этом финансы. 

Instagram