Немного о цвете или "синий и желтый не дают зеленый"

Сегодня четверг,а значит в эфире рубрика #невредные_советы и сегодня мы поговорим о цвете ;)

 

Дальше по обычаю идёт фраза "надо сказать"))и она- таки будет,ведь,несмотря на неё все равно,к сожалению,получаю комментарии,"что мое суждение не верно,вы говорите не правильно и т.д." Ну так вот,друзья,Надо сказать(сегодня особенно ) что безусловно,мои статьи-это не истина в последней инстанции,а с одной стороны информация,переработанная и отработанная на практике,а с другой,безусловно и мой субъективный взгляд .Но уверена,что тем,кто умеет слышать и принимать новое,и Вас, мои дорогие,большинство ;)тут много чего пригодится 

 

Итак, цвет. На эту тему можно говорить бесконечно и мы ещё не раз!! ее коснёмся. К тому же я считаю,что цвет является не первостепенным(тон важнее) ,но как правило по цвету больше всего вопросов,а информация столь противоречивая и обескураживающая,что сбивает с ног. В теме 8 я затронула книгу "синий и желтый не дают зелёный"(далее СиЖ для краткости) и о ней пойдёт сегодня речь в том числе. Но для знакомства в целом с цветом,советую начать с выкраски красок(тавтология ничего не поделаешь) с которыми вы работаете.

 

Конечно,банально,но без этого дальше дело не пойдёт. Я не призываю учить все нереально сложные названия(они со временем запомнятся сами собой) а,хотя бы,понимать каким арсеналом вы обладаете. И после выкраски отдельных цветов, вы можете составить карту сочетаний всех красок вашей палитры.

 

Моя лежит на фото  внизу.

 

Составляете ее просто:вертикально и горизонтально пишете названия всех красок в одном и том же порядке. И начинаете их смешивать друг с другом. По диагонали у Вас соответственно получаются чистые цвета из кювет. По сути,если смешивать более менее в равных пропорциях верхний "треугольник"отразится вниз относительно диагонали и будет совпадать, поэтому я его не заполняла. Я встречала разные вариации такой карты ,например,когда заполняют обе симметричные части,но в верхнем треугольнике смешивают краски с преобладанием одного цвета(то есть 70/30 ,к примеру) а в нижнем наоборот.

В целом изменения не всегда будут значительны,но это интересно и тут вы можете попробовать делать так,как Вам удобно. Я же смешивала 22 цвета без чёрного и сепии  ,а это даже при половине- 242 ячейки

А сейчас мы обсудим пигменты, но с точки зрения создания красок,о чем как раз и повествуется в книге Майкла Уилкокса "Синий и желтый..."

Несколько слов о книге: написана она в научно-популярной стилистике, но все же, автор многие моменты объясняет именно с точки зрения физики, и это,как мне кажется плюс, так как лучше понимать истинную природу,чем соглашаться "просто делай так,потому что потому" Но небольшой минус,на мой взгляд,кроется в отсутствии лёгких и понятных выводов. Все же,как бы не висели они в воздухе,их хочется услышать от автора,чтобы весь поток информации легко разложился по полочкам,но к сожалению,кое-где приходится неуверенно додумывать.

Поэтому я постараюсь дать Вам как раз те самые "ключи к пониманию" данной книги,чтобы она Вам перестала казаться слишком заумной(если кажется) и Вы бы применили упражнения,(а они там очень нужные)на практике ;).

 

Итак, цветовой круг.

Всем Вам с детства знаком круг Иттена :желтый ,красный и синий-первичные цвета,которые дают все остальные. Как мне кажется,ошибочно считать,что книга СиЖ опровергает теорию Иттена, скорее она ее дополняет уже с точки зрения современности и расширяет горизонты.

Самое основное,что вы можете понять из книги, что первичных цветов НЕ СУЩЕСТВУЕТ 

Но не пугайтесь, сейчас все поясню.

Что такое первичный цвет?-это чистый красный или чистый синий или чистый желтый,который виден нашему глазу,благодаря определённой длине волны света.

Ну это думаю все понимают,не будет света-не будет цвета(ночью все серое). Именно свет даёт цветовую окраску, и все с этой точки зрения было бы хорошо, если бы не одно

 

Но! Все цвета в красках производятся за счёт смешения различных природных пигментов. Ну не лежат у нас в недрах земли запасы чисто синих,чисто красных и чисто желтых. Безусловно,есть и однопигментные краски, но является ли этот пигмент чистым цветом?не совсем.Один человек может сказать,что он более синий,к примеру, другой,что более зелёный. (У меня есть знакомые,которые очень плохо разбираются в бирюзово-зеленой гамме.Для них все синее. ) Каждый из нас все видит по-разному.

То есть смотрите,круг Итенна верен,но это идеальная модель,которой нет в природе. Тут обычно сразу начинаются сомнения и отторжения,но,поверьте,придумала не я,а другие,более умные люди,а я лишь поддерживаю эту теорию. Дочитав до конца,уверена что Вы поймёте почему. Мне кажется,что любой из Вас кто,когда нибудь в жизни рисовал такой круг,(не распечатывал фото,а именно рисовал самостоятельно) тоже подозревал что-то подобное.

 

Например,какой желтый больше желтый ?

Лимонный или кадмий желтый?

Какой синий брать? Кобальт или ультрамарин?

 

Да,они все желтые и синие,но в составе их разные пигменты и,выбрав, разные цвета,вы получите различные круги.;)

 

Для подтверждения можете взять разные сочетания и попробовать.Они будут отличаться. Ведь краска-это не абстрактный цвет,краска-это конкретный пигмент. И дальше самое интересное: в верхнем углу листа моего рисованного круга (на фото) вы увидите полоски алой и ультрамарина,которые я взяла за "красный и синий" и,скрестив их получила не очень красивый фиолетовый...а вот в круг я взяла фиолетовый из кюветы.

 

Есть разница?

 

Вот и смотрите, из-за большого количества пигментов в составе мы можем получать не всегда чистые или яркие цвета. Я не говорю,что это плохо,это,порой,очень нужно,но надо понимать механизм. Происходит это из-за химических взаимодействий пигментов.

 

Хороший пример, два похожих оранжевых: золотистая+ультрамарин =зелёная, кадмий оранжевый+ультрамарин=благородный серый.

Это происходит потому,что в золотистой больше зеленого пигмента и он только усиливается объединяясь с синим,а в кадмии оранжевом много красного пигмента и он с синим даёт блеклый сиренево-серый,ближе к серому.

 

И вот смотрите, при соединении на цветовом круге "желтых и красных "получаем не очень большую вариативность,почти все пигменты тёплые и похожи. А вот при смесях "синего и красного" и "желтого и синего" в зависимости от этих самых красок мы можем получить огромное количество вариантов,так как все зависит от пигментов.

 

Именно поэтому, акварелисты так часто приобретают отдельно цвета из фиолетово-голубой гаммы, так как получить такие чистые цвета замесом(красный+синий и др) либо очень сложно либо не возможно. ;)

И,поверьте, те,кто думал, что у Вас "грязь" в цветах, Очень часто она не от того, что у Вас руки кривые(хотя я бы заменила на -воду не поменяли и кисточку плохо промыли,что все же имеет большое значение) а именно из-за не качественных пигментов в красках или потому,что вы пытаетесь получить цвет,смешивая его больше трёх раз. Безусловно,опытные акварелисты могут делать такие замесы и получать красивый цвет(но не яркий и плотный и чистый) но там опыт,практика и знание дела ;)

А вот новичкам не советую пытаться извлекать ,например,бирюзовый из 3-х основных цветов,даже если получите его,то в нем будет такое количество пигментов,что он больше будет походить на серый. Именно поэтому производители красок химичат на своих заводах,придумывая новые однопигментные или двухпигмениные цвета.

 

Чтобы нам жилось легче и эти цвета лучше себя вели в смесях. Безусловно,есть ещё краски,которые расщепляются,интерферируют,но об этом поговорим отдельно.

 

Итак, вернёмся к книге СиЖ. Автор как раз даёт там массу упражнений на смеси цветов и как они ведут себя друг с другом. Если Вы даже их не сделаете,то просмотреть точно нужно. Честно скажу,часто получаю вопрос: а как вы смешиваете краски? Как избежать грязи? Тут нет простого ответа,для начала советую изучить теорию цвета,изучить собственные краски,как они себя ведут в смесях,попробовать делать замесы 2 и 3 цветов,но не более трёх. Безусловно,есть и исключения,я часто мешаю серую пейну,фиолетовый и жженую сиену и я получаю "благородную грязь"))) а не случайную грязь,но это все открывается только на практике. Многие цвета у меня чистые, чтобы, в подтверждении книги Уилкокса, не изобретать велосипед и не становиться химическим заводом,а пользоваться тем,что уже сделали для нас производители красок.

 

Я надеюсь,что мои пояснения помогут вам окунуться в этот интересный мир,но не увлекайтесь! Знание состава красок может только помочь,но не научит Вас рисовать ;)

 

И напоследок,хочу коснуться цветовых сочетаний,потому что нам это ещё пригодится. На эту тему есть много информации в интернете. Основные вы знаете с детства-это противоположные на цветовом круге цвета :синий/желтый, красный/зелёный. Есть такие же сочетания треугольником,квадратом и т.д. Они же: классическая триада,аналоговая,контрастная... для чего они нужны? Такие сочетания наиболее комфортны для восприятия(даже фирма IKEA и др.этим пользуются ))) и использование их даёт Вам гармонию в работе. Пока писала,подумала,что,пожалуй цветовые сочетания,их примеры и теплохододность вынесу в отдельную тему через четверг. А в следующий четверг,чтобы

 

Вы чуть передохнули от теории,мы поговорим о выборе сюжета,работе с референсами,создании собственных фото для работы.Отличного дня!