Эффекты в работе акварелью. Тема 4

Эффекты в работе акварелью. Зачем они нужны?

Добрый день, друзья! Сегодня у нас на повестке дня акварельные эффекты или эффекты в рисовании акварелью,что будет точнее. По традиции полная версия+картины с примерами на сайте в блоге(активная ссылка в профиле) Почему такая тема? Ведь после бумаги логично говорить о кистях или красках.На самом деле логика есть, даже если она сразу не очевидна) И,безусловно, потому что акварель хочется разгадывать, а не нудно заучивать, увлекаться и влюбляться, а не скучные тексты читать. Так что поговорим про "фишечки". Знаю,что могут быть спорные моменты,но повторюсь,что это не прописная истина,а мой личный и,порой,все же субъективный опыт.

Итак,пойдём по порядку (вот он без всякой логики)))

 

  1. Маскирующая жидкость и иные виды маски-резерва или как закрыть нужную область

 

Зачем нужна маска?

Для того,чтобы оставить некую область не подвластной общей заливке или любым акварельным приёмам,производимым над листом. Этот приём используется, когда нужно изолировать маленькие объекты сложной формы ,когда обойти их кистью(оставив нетронутой область) просто не возможно. Например, снег,волосы в контровом свете и др.

Маскирующая жидкость-это по сути полимер,резина,которая застывая,образует плёнку и не пропускает влагу. В конце работы ,маску можно снять ластиком( многие катают пальцем,но,если объектов много,палец может не выдержать)) Поэтому я предпочитаю мягкую резинку. Но!Тут важно дождаться полного высыхания,иначе можно растереть акварель вокруг и испортить работу. Маски бывают различных фирм и цветов(голубая,серая-чтобы было видно на листе).

 

Я пользуюсь маской от SENNELIER и довольна,вожу ее с собой на МК и за год израсходовала только 1/5 баночки 75мл, так что,несмотря на не маленькую стоимость(от 400р) вложение долгосрочное.

 

Самый главный момент-это чем же ее наносить? Кисти из натурального ворса не подойдут-он склеится и отмыть будет невозможно. Подойдет синтетика,но все равно,лучше сразу после использования промыть кисть под тёплой водой, так она дольше сохранится. Кисти подходят для нанесения брызг(снега) у меня это плоская из икеевского набора для детей.

Для тонких и чётких линий,кисть уже не подойдет, нет ,ну ,безусловно,изловчиться можно всегда,но дрогнет рука и уже линия будет не такая,как хотелось...Для таких моментов подойдет рейсфедер(вон он в левом верхнем с розовой ручкой). Этот прибор используют при черчении тушью,колёсиком сбоку можно регулировать степень сжатия/приближения друг к другу створок, тем самым получая разную толщину линий. Также его плюс в том,что отмывается он легко. Для нанесения маски можно  использовать зубочистки,стеки,резиновые кисти для моделирования и др. тут уже что больше нравится. Кстати,найти рейсфедер можно в старых готовальнях, у родственников-хомячков(об этой полезности мы говорили и в Теме 3), ну или ,в конце концов, на Авито. 

 

Также маскировать области можно свечкой,масляной пастелью и др.способами,о которых я возможно не знаю. Но,тут следует учитывать,что за счёт сыпучей структуры и фактуры бумаги Вы можете получить неровный контур(на карточке 1 видно) но в каких-то работах и сюжетах это даже необходимо.

 

Любой вид маскинга(резерва) Вы можете наложить как на белый лист,так и на уже цветной первый слой,естественно просушив. Во втором случае замаскированные объекты будут нести цвет первого слоя. Подходит,для залитых солнцем поверхностей(светло желтых,но не белых) Безусловно,можно закрасить участок после снятия маски,но работа с первым слоем будет выглядеть более цельно,чем отдельные кусочки. Но,конечно,многое зависит и от практики.

Продолжим. Большинство эффектов,которые я буду описывать далее, кроме 5,9 и частично 6 будут отличаться в зависимости от бумаги. Т.е на каждой отдельной бумаге они могут  получаться по-разному и этот моменты раскрою далее.

Ниже пример работы маской(снег и волосы у девушки)

 

2 Соль

Как показывает практика,наиболее фактурные разводы получаются от крупнозернистой морской соли. У меня осталась мелкая и получились крошечные звездочки. В работе с солью самое главное-это угадать момент вброса ))))тогда эффект будет максимальный. Такой момент наступает ближе к высыханию заливки, когда бумага уже не блестит от воды,если посмотреть на свет,но поверхность ещё очевидно влажная. Конечно,тут стоит потренироваться и это тоже интересно. Благодаря этому эффекту, можно получить снежное небо или фактуру на земле/траве, будто покрытые инеем цветы.

 

3. Алкоголь.

Это может быть спирт, или старые и нелюбимые духи, получается очень интересный эффект,будто бы зерно или яичная скорлупа. Безусловно эффект будет различаться в зависимости от дальности распыления и бумаги. Такой эффект можно применять для создания фактуры камня или разнообразия в теневых участках. К сожалению, в своих работах я не использую данный прием, поэтому примера показать не могу.

 

 

 

4. Вода

При распылении из пулевизатора(рассказывала про него в прошлом выпуске) можно получить много точечных звезчатых разводов, в отличие от соли,менее чётких.

При распылении на расстоянии получаются разрозненными,а чем ближе,тем больше сливаются воедино.

 

Тут также важно дождаться момента,когда заливка уже практически высохла(нет явной воды на поверхности), тогда эффект будет наиболее интересным. Я использую этот эффект во многих работах для разнообразия фактуры тени и заливок. При этом они становятся не "плоскими",а более сложными и объемными.

 

Также можно вносить воду точечно на кончике кисточки. Тогда звездчатке разводы будут более явными. Эти эффекты(размер и сама звездчатость) во многом зависят именно от бумаги, на одной получаются эффектно,на другой,будто случайные огрехи, поэтому,если Вы берете новую бумагу и планируете использовать этот эффект,то испробуйте на кусочке,чтобы результат в итоге соответствовал ожиданиям.

Точечный эффект прекрасно подходит для бликов солнца на воде,крупных хлопьев снега и др.

 

 

5. Акрил и белила

Честно скажу,что не имею на их счёт никаких предубеждений, а-ля нельзя/неправильно. Просто все должно быть к месту . Безусловно, бессмысленно зарисовывать все белые участки акварели белилами поверх, это как минимум говорит о отсутствие необходимых навыков в работе именно с этим материалом. Но использовать для деталей, точек,веточек,которые дают ньюансы и оживляют работу-вполне.

И тут вы можете заметить,что акрил ложится более укрывисто, не прозрачно, а белила(у меня НП) более лёгкие и прозрачные. Также укрывисто ложатся белила из тюбиков,так как сразу можно взять нужную консистенцию. Комбинирование прозрачности акрила/ белил помогает добиться эффекта объёма звёздного неба и снега,будто чёткие объекты ближе,а более прозрачные дальше. Но всегда следует помнить,что самой белой ,безусловно, будет бумага.

 

В примере Вы видите мостик- перила выполнены за счет маски, а вот йцветочки внизу, ближе к воде разбавленным акрилом.

 

6. Набрызг краски

Можно получать за счёт зубной щетки,но я предпочитаю более аккуратный способ с чистым лицом))))В левой руке держу любую кисточку/ручку, а в правой ту,что с краской , и стучу ей по первой. Чем ближе стучать к ворсу кисти,тем разлет меньше,чем дальше,тем большая область участвует в набрызге.

По-сухому получаются чёткие капли,

а по-сырому более плавное растекание.

 

Если начать набрызг  в свежеувлажненную область, то брызги потекут и будут иметь разную форму. Когда же область подсохнет, то капли будут мягкие,но округлые. На этом эффекте также можно играть, получая различные пятна и фактуры камней,дерева,асфальта и др. 

 

7. Протиры 

Это скорее акварельный приём,позволяющий добиться высветления локальных участков.

По-сухому лучше снимать синтетической кистью :на рисунке видно,что эффект работы синтетической кисти по влажной заливке и по сухой области практически не отличается.

Синтетический ворс хорошо забирает воду и краску и плохо отдаёт. Таким образом можно добиться высветдения,но не белого участка. Тут многое зависит от качества и плотности бумаги, чем более качественная,плотная,тем проще выполнить этот приём. На тонкой целлюлозной бумаге увлекаться не стоит,так как можно получить катышки или ,вообще ,дыры .

 

Чтобы снять краску нужно намочить синтетическую кисть чистой водой,плотно с небольшим нажимом провести по листу и вытереть об салфетку! Это очень важно! Так как ту краску,которую вы сняли,нужно удалить с кисти. Многие из вас скажут-банальность,это и так понятно)))Но по опыту работы с новичками могу сказать,что этот момент не всегда очевиден, а если краску не снять и продолжить водить туда-сюда,то грязи и порчи бумаги точно не избежать. Так что намочили-сделали одно движение-вытерли о салфетку-намочили-...и т.д 

 

Тот же эффект по влажной заливке лучше делать кистью с натуральным ворсом,тогда линия получится не чёткой,а будто "свет сквозь листву", собственно этот эффект так и получается. По сухой же заливке,кистью из натурального ворса добиться подобного эффекта не получится. 

 

На рисунке слева-линии на дороге протерты синтетической кистью. На рисунке справа "свет сквозь листву" выполнен мягкой кистью по-сырому.

 

8. Эффекты с салфеткой и пакетом.

Это ещё одни интересные эффекты,одни из любимых )) Они создаются только по сырой заливке!

 

Тут можно получить великое множество фактур для камня,асфальта,теневых и световых зон и др.

В качестве салфетки больше люблю использовать не фактурные, и именно такие бывают в упаковке по 100 штук и отверстием из которого они вытаскиваются)) Потому что,к сожалению,туалетная бумага и любые другие многослойные салфетки дают не такие красивые разводы, впитывают медленнее и фактура разрозненнее. Но,безусловно, нужно пробовать.

С полиэтиленовым пакетом опыты ещё интереснее, его нужно смять,как и салфетку, и приложить на пару секунд,от жесткости и степени святости тоже будет зависеть сам эффект. Таким способом можно за одно касание добиться эффекта потрескавшегося льда или внутреннего блеска воды на райском пляже. 

 

Стена слева выполнена за счет эффекта "салфетка"

9.Приём сухая кисть 

Ну этот приём всем точно знаком), с помощью него можно добиться эффекта ряби на воде,искрящейся под солнечными лучами. Тут важно, чтобы бумага при этом имела фактуру,на сатине будет очень сложно получить подобное.

 

Для такого эффекта лучше кисть из натурального жёсткого ворса, я использую каллиграфическую. Кисть нужно положить боковой поверхностью на лист и выполнить горизонтальные движения в плоскости листа.

 

И в этот же пункт я добавила работу веерной кистью, потому что она в акварели, все же, больше подходит именно для эффектов. Этой кистью можно делать прекрасный и разнообразный набрызг водой и краской как в пунктах 4 и 6, ну и,безусловно, рисовать за одно движение много разнообразных мелких линий,тем самым добиваясь имитации травы или шерсти животного. 

 

И в конце моей статьи хочу показать работу, где применяла эффекты 4,6,7,8. То есть вы можете увидеть, что вкупе эти эффекты становятся одним целым с работой

Итак, мы с Вами познакомились с основными эффектами в акварели,их оказалось не мало.

И все они применяются для того,чтобы разнообразить работу,и ,как ни странно,сделать ее более реалистичной,живой.

Ну и,конечно, упростить жизнь художнику,потому что,за счёт таких приёмов можно сделать быстро то,что вырисовывать было бы практически не реально.

 

А в следующий раз мы поговорим с Вами об основных техниках в акварели,чтобы и в этой  области все разложить по полочкам!

 

Чудесного дня!

 


  • Сайт
  • Магазин