Основные акварельные техники приемы. Тема 5

Основные техники в акварели. Как применять?

Отличного четверга! Сегодня у нас тема про основные техники в акварели.  И самое интересное в конце статьи)) Ну так вот, основные техники.

Тут могу сказать, что они до боли всем известны, но пропустить эту тему и не осветить я не могу ))

В своих работах я использую, в основном, технику по-сырому, плюс по-сухому для главных элементов,(об этом мы поговорим далее) иногда заливки и ещё реже лессировки, которые скорее приём многослойной акварели,но все же я их выделю отдельно.

Итак, приступим))

  • самая распространённая и одна из основных-это техника заливки. Она выполняется по сухой поверхности за счёт крупной кисти с большим количеством воды и краски. Заливки бывают одноцветные и градиентные, когда один цвет сменяет другой. Заливка может быть как для большого пространства, так и для небольшого объекта сложной формы,где необходимо равномерное перетекание/переход цвета без слоёв.(небо,море, освещённые и теневые части зданий и др.)

Именно за счёт заливки проявляется акварельная лёгкость, так как она выполняется в один слой и при этом может быть многоцветная (т.е нет необходимости получать цвет за счёт наслоения множества мазков,тем самым усложняя работу)

 

Градиентная заливка в 2-3 цвета чаще всего используется на небе,чтобы показать изменение цвета к горизонту(рассвет/закат голубое небо приобретает желтоватые и розоватые оттенки к горизонту)  Также можно добавлять бОльшее количество цветов в заливку попеременно (5...6)больше будет не очень гармонично,но про цвет мы ещё с Вами поговорим в следующих выпусках.

Такой сменой цветов достигается фактура,реалистичность, объём теневых участков. Получается, что Вы сильно не задумываясь, меняете цвет заливки (в рамках выбранных цветов для работы) и можете получить разноплановые,неоднородные участки,которые глаз достроит др объектов. Получается некая имитация и реалистичность одновременно. Если же тень,к примеру у Вас будет однородная по цвету,то будет плоской. Поэтому для любых теневых участков я использую градиент.

А чем же лучше делать заливку? Для неё Вам понадобится крупная беличья кисть, лучше с французским креплением. Про кисти подробно поговорим через неделю в одну тему всего вместить. Важно помнить,что на разной бумаге все приёмы и техники будут выглядеть по-разному. Где-то заливка ложится ровно,а где-то нет. Поэтому стоит подбирать бумагу также отталкиваясь от того нужен или не нужен Вам какой-то эффект. Ниже на фото одни и те же приемы выполнены на разной бумаге.

 

 

  • Далее моя любимая техника по-сырому. Она может применяться как отдельно-вся работа выполнена по-сырому, так и для первого слоя и объектов в воздушной перспективе(работа выше),но об этом позже))

Про технику по-сырому мы много говорили в #невредные_советы часть 2 бумага , о том,как работать в ней на различных бумагах и в теме3 про увлажнение листа. Поэтому останавливаться на ней не буду, тут самое главное,что за счёт неё мы можем получить объекты с размытыми контурами, как бы в "расфокусе"

 

Далее не все очень однозначно, так как что-то является приёмами, а что-то техникой, но как не назови, относятся эти моменты все равно к работе по-сухому и путать их не стоит. Поэтому я разделила подобным образом(для более простого восприятия)техника по-сухому может быть

  • в один слой-"а-ля прима"
  • многослойная 
  • лессировки 

Вообще, техникой а-ля прима может называться любая работа(по-сырому,заливной и по-сухому) но в один слой, или в минимальное количество слоёв. Такая техника наиболее воздушная, но и реалистичности в ней добиться удаётся не каждому. Когда мы работаем в один слой по-сухому, то должны сразу угадать тон и набрать необходимое количество краски, если этого не получается и нужно добавить ещё пару мазков сверху, то это уже не а-ля прима, а классическая многослойная акварель

 

Многослойная является той самой,которую преподают в спец вузах. За счёт неё можно добиться максимальной реалистичности, так как на объект накладывается неограниченное количество мазков краски, начиная с подтонов, рефлексов и заканчивая яркими и темными по тону участками. Такой техникой можно получить наибольшую реалистичность в портретах,когда наносится синевато-фиолетовый подтон и на него уже бежевато-красные тени и получается ощущение "проглядывания" слоя ,будто синие вены под кожей. Но и, в качестве отступления,раз уж я тему лица затронула, то в целом оно не имеет бежево розовый цвет, а различные зоны имеют разный подтон от зеленого до фиолетового (если интересно, то я расскажу об этом в отдельном выпуске.)

 

Вернёмся к многослойной акварели. Для новичка или самоучки, как ни странно она может оказаться наиболее сложной! Хотя часто принято считать наоборот, мол что такого клади мазки и клади. Но нет, тут нужно хорошо разбираться в тоне и цвете и при неправильном использовании, чаще всего можно подучить грязь и катышки на бумаге.

 

Тут важна ремарка, что я не имею ввиду,что техника по-сырому лёгкая , и тем более а-ля прима, в любой технике добиться точности,лёгкости и мастерства не получится за пару месяцев, но я часто вижу, как новички пробуют многослойную акварель, замучивают,получают грязь и разочаровываются.

 

Поэтому, мой совет здесь,

  • старайтесь сократить количество слоёв, пусть будет недосказано,чем замучено.
  • Старайтесь продумывать Ваш слой,
  • освойте градиентные заливки,которые упрощают жизнь как раз создавая цветовые переходы в один слой.

Тогда вы определённо разберётесь с краской,бумагой, основами и Ваши работы будут лёгкими,  и многослойная акварель,портреты в этой технике и т.д получатся не грязными,а продуманными. Я основываюсь на личном опыте,так как сама не имею классического академического образования. В любом случае понимаю,что тут могут быть не согласные,но данный метод помог лично мне.

Резюмируя:многослойная акварель не является очень простой техникой, к ней также нужно подходить осмысленно,тогда не будет грязи. 

 

  • Теперь поговорим про лессировки. Они используются, в основном, в ботанической иллюстрации.

Я в ней не специалист,но знаю,что для придания гиперреализма их может быть до 50-70 слоёв. Но можно применять лессировки и в любой другой технике,в том случае,если не набрали тон сразу,но сам слой получился красивым и Вам не хочется его перекрывать.

Лессировка- это полупрозрачный слой одного или нескольких оттенков,благодаря которому можно набрать тон, но не закрыть предыдущий слой. По сути-это один из приёмов многослойной техники, просто слой должен быть прозрачным и "сходить на нет". Хитрость в том,чтобы края этого слоя не было видно, поэтому его всегда размывают чистой водой. Ниже показываю пример лессировки , сквозь которую, проступает предыдущий слой, сограняя все тоновые отношения.

  • Есть ещё одна техника(ну в целом их ещё много,но не все применяются), которую я хочу осветить здесь-это смывка.

Она применяется достаточно редко, но я даже у себя нашла старую работу с ней. Тут смысл в том, чтобы нарисовать объекты выдерживая их по тону,а затем влажной кистью или под струёй воды смыть верхний слой краски, тогда вся нарисованная часть осветляется, цвет приглушается, но тоновые соотношения сохраняются.Можно использовать для дальних объектов,раньше использовали для объектов в воздушной перспективе,сейчас большинство акварелистов использует для этого приём по-сырому, который не травмирует бумагу так,как смывка. 

Фон за девушкой выполнен смывкой

 

И вот мы подошли к интересному моменту. Ну вот, собственно, куча приёмов есть-хорошо, ну и что с ними делать? Когда какой применять? 

Я сейчас, безусловно, обобщу.  Конечно, есть исключения,но даже  80-90% моих работ выполнены именно так

  • для начала вы выбираете главный объект,тот о котором рассказываете. Любая картина должна о чём-то рассказывать, иначе и рисовать нет смысла. Это может быть один или группа объектов главных для Вас.Выбрали.Запомнили. Как правило,это либо самые тёмные,либо самые светлые по тону объекты ;)
  • теперь Вам нужно выбрать следующие за ними по значимости объекты, которые важные, но не очень )) 1...10 объектов, но не выбирайте все, должно ещё что-то остаться ;) Выбрали.Запомнили. Эти объекты ,как правило ,средние по тону
  • ну и то, что осталось, обычно где-то вдалеке, небо, дальний фон и др.:несущественные объекты. Нашли их и Запомнили. 

Когда Вы провели такую работу( это может быть либо в голове,либо в качестве тонового эскиза) то у Вас все встанет по полочкам. Смотрите,пойдём с конца:

 

  • то, что важно меньше всего Вы рисуете по-сырому или большой заливкой,эти объекты уходят в воздушную перспективу(когда дальние объекты,не в фокусе,имеют размытые края)
  • то, что средней важности Вы можете нарисовать либо по-сырому, но с более насыщенным тоном и добавить детали, либо многоцветной и сложной заливкой и также добавить детали.
  • и , наконец,то, что самое важное у Вас будет иметь наиболее четкий контур, потому что этот предмет в фокусе,Вы рассказываете о нем зрителю. Поэтому тут уже подходит  работа по-сухому(а-ля прима, многослойная или с лессировками - решать Вам) 

Девушка выше хорошо и просто иллюстрирует этот момент( дальний план- у нее смывкой или по0сырому, средний план многоцветной заливкой, девушка-четко многослойной акварелью)

 

Важно помнить, что не обязательно, это будет дальний/средний и ближний план. Если главный для Вас объект находится в середине, (на работе ниже -это дом по-середине), то есть смысл расфокусировать дальний план, а заливкой выполнить ближний.

Необходимо отталкиваться от идеи.

 

 

Таким образом, соединяя техники с умом, фокусируя взгляд зрителя на главном Вы получаете осмысленную работу, и даже,если технически,Вам ещё есть куда расти(каждому есть ;) то самое главное -это  та история,чувства,мысли, которые вы донесёте до зрителя.

Творческих успехов!

Следующий выпуск будет через четверг по техническим причинам, но,возможно,будет мини бонусный выпуск,где я расскажу о фото своих работ в Инстаграм


  • Сайт
  • Магазин